Химическая стабильность автомобильных бензинов обусловлена его углеводородным составом. Так, бензин с большим содержанием олефиновых углеводородов в наибольшей степени склонен к окислению. Окисление при этом вызывает изменение цвета неэтилированного бензина со светло-жёлтого до ярко-жёлтого, появление резкого запаха и образование на дне ёмкости масляного слоя.
Окисление бензина и образование смол регулируется таким показателем как индукционный период – это время, за которое бензин, находящийся в специальном аппарате под воздействием определённой температуры и давления кислорода, не окисляется. Индукционный период бензина колеблется от 360 до 1200 минут. Чем он больше, тем меньше бензин склонен к образованию в нём смол, и тем больше срок его хранения.
При работе двигателя во впускном трубопроводе, на впускных клапанах системы газораспределения, элементах системы питания и стенках камеры сгорания скапливаются отложения – смолистые вещества, возникающие из-за окисления бензина.
Контролировать степень смолообразования в бензине помогает показатель содержания фактических смол (измеряющийся в миллиграммах) в виде остатка после испарения 100 мл бензина в конкретных условиях, например, в воздушной струе или на водяной бане. Понижение химической стабильности бензина происходит за счёт повышения температуры окружающей среды, потому, чтобы уменьшить образование смол, хранить бензин рекомендуется в резервуарах светлых тонов и заливать их по максимуму.