Согласно статистике, срок службы битумных покрытий, основой которых являются битумоминеральные композиции, зачастую не превышает 6-12 лет, тогда как по нормативам он составляет от 15 до 20 лет. Необходимость восстанавливать старые покрытия вследствие недостатка в сырье и материалах остро поставила вопрос с их ремонтом. Сегодня качественного битума хватает, чтобы только на 40-65% удовлетворить потребности дорожно-строительных компаний, занимающихся ремонтом битумных покрытий.
При расходе битума в битумно-минеральных композициях в 5-9% от массы наполнителя, увеличение срока эксплуатации битума и битумоминеральных материалов становится возможным при экономии вяжущих и минеральных наполнителей. В этой связи повышение качества и долговечности битумов, а также материалов, на которых они основываются, выглядит сегодня достаточно актуальным вопросом, который способен решить проблемы с ресурсосбережением в народном хозяйстве.
Отметим, что единого мнения о причинах низкой долговечности дорожного покрытия до сих пор не существует. Так, специалисты дорожно-строительной отрасли говорят о плохой адгезии битума по отношению к минеральным материалам (особенно кислым породам), высоком содержании парафиновых углеводородов, сравнительно малым диапазоном эластичности, склонности битума к хрупкости при воздействии на него низких температур вкупе с возросшей интенсивностью транспортного потока. Производители битума его недолговечность связывают с не совсем обоснованным подбором рецептуры для асфальтобетонной смеси, минеральных материалов, отступлениями от правил перевозки битума и технологиями, применяемыми для подготовки и укладки дорожного полотна.
На качество производимого битума большое влияние оказывает технология, по которой его изготавливают, и её конструктивное оформление.