Отопительные котлы в теплицах и промышленных цехах могут работать на разных видах топлива, среди которых широко распространен аналог дизеля — дизельная технологическая фракция ДТф. Ее главное преимущество, которым обусловлено широкое распространение во многих сферах, заключается в повышенной энергоемкости. При сгорании ДТф выделяется большое количество тепла, обеспечивая отопительным установкам высокий КПД.
Читайте также: «Что такое дизельное топливо»
ДТФ, или дизельная технологическая фракция — это фракции нефти, которые имеют разную температуру выкипания и смешиваются вместе. Нефтепродукт представляет собой жидкость светло-желтого цвета с маслянистой структурой.
Существует 2 вида ДТф:
Как выглядит дизельная технологическая фракция
Главное отличие ДТф от дизеля — повышенное содержание серы. Если качественное дизельное топливо содержит не более 2000 мг/кг сернистых соединений, то в ДТф может быть до 10 000 мг/кг. После гидроочистки количество серы в среднем составляет 1,1%. Подобные примеси увеличивают негативное влияние на окружающую среду, что может проявляться в большом количестве вредных выбросов.
В зависимости от содержания серы ДТф делится на 3 вида:
От содержания серы зависит чистота фракции. Чем меньше сернистых примесей, тем более чистой получается ДТф и тем выше ее температура фильтрации.
Другие отличия топлива ДТф от дизеля:
Плотность ДТф находится в пределах 840-890 кг/м3, тогда как у дизтоплива она составляет 830-860 кг/м3. Предельная температура фильтруемости последнего зависит от марки: для летней равна –5 °C, для межсезонной уже –15 °C, для зимней –25 °C, а для арктической –45°C. Цетановое число дизтоплива в соответствии с ГОСТ 305-2013 должно составлять не более 45.
Различия прослеживаются и во фракционном составе. Аналог дизеля перегоняется при температуре: 150 °C — 10%, 370 °C — 90%. Фракции дизельного топлива имеют другие пределы выкипания: не выше 280 °C — 50%, не выше 360 °C — 95%.
Еще одно важное отличие ДТф от дизтоплива — более низкая стоимость. Поэтому дизельная технологическая фракция позиционируется как дешевый аналог дизеля. По устаревшему ГОСТу 305-82 за ДТф официально был закреплен такой статус, но сегодня документ уже заменен ГОСТ 305-2013. В целом дизельная технологическая фракция является конкурентом не только дизтоплива, но и газотурбинного горючего.
Читайте также: «Сколько стоит дизельное топливо»
В настоящее время выпуском дизельной технологической фракции занимаются некоторые нефтеперерабатывающие предприятие по принятым ТУ. В связи с этим конкретные характеристики нефтепродукта необходимо всегда уточнять в паспорте продукции. Несмотря на разницу в ТУ, производители стремятся производить ДТф, отвечающую следующим требованиям:
Основным документом, по которому производят дизельную технологическую фракцию, считают технические условия ТУ 38.101567-2014. ДТф получают путем смешения дистиллятных дизельных фракций нефти, образуемых при ее перегонке, со вторичными продуктами переработки.
Процесс перегонки нефти
Технология производства не самая сложная, чем объясняется дешевизна и доступность ДТФ. Суть процесса заключается в том, что фракции, выкипающие при разной температуре, затем соединяют вместе: 10% выкипают при 150 °C, а 90% при 370 °C. В качестве вторичных продуктов перегонки чаще выступают газойлевые фракции.
Для улучшения свойств готового нефтепродукта могут добавляться присадки, к примеру, Keroflux 5686, которая понижает температуру замерзания и предельную температуру фильтруемости, улучшает текучесть и препятствует выпадению парафинов при низких температурах.
Читайте также: «При какой температуре замерзает дизельное топливо»
ДТф позиционируется как недорогое, эффективное и энергоемкое топливо, которое по ряду параметров даже превосходит обычный дизель. Основные преимущества фракции следующие:
За счет низкой предрасположенности к нагару котел для отопления теплицы, работающий на ДТф, будет более износоустойчивым и прослужит длительный срок.
К недостаткам дизельной технологической фракции можно отнести лишь повышенное содержание серы в сравнении с дизельным топливом. Но при качественной гидроочистке удается добиться концентрации сернистых соединений, приемлемой для использования ДТф в больших масштабах. В результате смесь способна сгорать без выделения токсичных выбросов, что снижает нагрузку на окружающую среду.
Котельная на топливе из дизельной технологической фракции обходится гораздо дешевле, чем электрическое отопление, а также имеет больший КПД. ДТф можно назвать универсальным горючим, которое подходит для использования во многих сферах. Фракция обладает низкой пожарной опасностью, при ее переработке не образуются взрывоопасные концентрации горючих веществ. В условиях промышленного производства это особенно актуально.
Не менее важно, что для хранения ДТф не требуется специальной подготовки. Его можно хранить в обычных условиях с соблюдением обычных (не повышенных) требований пожарной безопасности. Кроме того, для повышения КПД топливного сырья в состав ДТф можно добавлять различные присадки.
Отопление теплицы с помощью тепловой пушки
Низкая коррозионная активность позволяет продлить срок службы отопительной установки, реже проводить ее обслуживание и тратить на это меньше времени. При использовании ДТф не возникают проблемы с запуском отопительной системы после долго простоя. Нельзя забывать и про то, что дизельная технологическая фракция обладает хорошими низкотемпературными свойствами. Это делает отопительные системы более стабильными в условиях пониженных температур.
Преимущества использования ДТф особенно очевидны в сравнении с другими видами горючего. Отопление промышленных теплиц газом — самый дешевый вариант, даже выгоднее ДТф, но только в случае, если рядом находится газифицированная труба. В иных случаях приходится закупать баллоны, что может быть не всегда удобно. Когда нет технической возможности или экономической целесообразности подключения к газовым сетям, а использование электроэнергии невыгодно, использование ДТф очень актуально.
Для организации системы отопления промышленных цехов на ДТф не требуется получать специальное разрешение. Достаточно строго соблюдать общие требования, предъявляемые к помещениям котельной. Дополнительно важно учесть повышенный уровень шума установки, предусмотреть место для хранения запаса горючего и не забыть об удобстве пополнения топливных баков.
Основные требования к котельной на топливе из дизельной технологической фракции:
Котельная на дизельном топливе
Кроме стационарных существуют мобильные котельные на топливе из дизельной технологической фракции. Они оснащены автономным источником электроснабжения и полным комплектом технологического оборудования, включая баки запасы воды и горючего. Мобильные котельные используются как источник постоянного или временного теплоснабжения, актуальны для оперативной подачи тепла и удаленных объектов, а также при невозможности или затрудненности в прокладке труб отопления в теплицах.
Как выглядят мобильные котельные установки
Ввиду дешевизны и энергоемкости дизельную технологическую фракцию используют как аналог светлого печного, судового маловязкого и дизельного топлива. Поэтому ДТф используют как горючее:
ДТф широко применяется в высоко- и среднеоборотистых двигателях газотурбинных установок. Особенность фракции заключается в том, что ДВС с ней легко запускается после долгого простоя, и для этого не требуется никакой подготовки. Это значительно сокращает временные затраты на эксплуатационное обслуживание. Его можно проводить гораздо реже еще и потому, что для ДТф характерна низкая предрасположенность к появлению нагара.
Дизельную технологическую фракцию активно используют в отоплении жилых и складских помещений. На ДТф могут работать моторные лодки. Главное при использовании – обращать внимание на спецификацию двигателя, чтобы в ней была указана допустимость применения в качестве топлива дизельной технологической фракции.
Дизельная технологическая фракция — современный аналог дизельного топлива, для которого характерны высокая энергоемкость, низкая стоимость и экологичность. Этим обусловлено широкое применение ДТф во многих сферах, включая отопление теплиц и промышленных цехов. Нефтепродукт обладает большим числом преимуществ: от химической стабильности и коррозионной стойкости до низкого нагарообразования и хороших смазывающих свойств. За счет этого отопительная установка на аналоге дизеля стабильно работает в течение длительного срока, не требуя серьезного эксплуатационного обслуживания.