В чем перевозят мазут: правила и особенности транспортировки
Перевозка мазута (темного нефтепродукта) должна производиться по правилам транспортировки опасных грузов. В противном случае для людей и окружающей среды могут наступить серьезные последствия. Выбор транспорта зависит от многих факторов:
- объема топлива;
- расстояния;
- сроков;
- экономической целесообразности.
В список того, в чем перевозят мазут, входят разные виды транспорта:
- Водный. Обходится дешевле других, но имеет самую низкую скорость и требует сбора большого количества документов.
- Железнодорожный. Используется для больших объемов и перевозки на большие расстояния, обычно с нефтеперерабатывающего завода к отгрузочным станциям, откуда до точки назначения доставку осуществляют уже автотранспортом.
- Автомобильный. Экономически выгоден для небольших объемов топлива и средних расстояний. Разновидности: прицеп-цистерна, автоцистерна, полуприцеп-цистерна, цистерна-термос. Поскольку их используют для мазута, они называются мазутовозами.
Еще транспортировка мазута может осуществляться по трубопроводам. Это самый дешевый и простой вариант доставки на большие расстояния. Минусом выступает малая разветвленность трубопроводных сетей.
Читайте также: «Область применения мазута»
Требования к подвижному составу
Перевозка мазута железнодорожным транспортом осуществляется в специальных вагонах-цистернах на четырехосной платформе. Их оснащают приборами контроля и поддержания нужной температуры, сливными и загрузочными приборами, запорной арматурой и устройствами контроля давления. На внутренне поверхности допускается наличие остатков нефтепродукта, но смешивание горючих веществ исключается, поэтому перед заполнением емкость обычно тщательно моют и сушат.
Еще существуют специальные цистерны для транспортировки мазута автотранспортом. Их конструктивные особенности:
- имеют выпуклую форму, в сечении представляют эллипс;
- изготовлены из пластика или стали;
- имеют внутреннее защитное покрытие;
- обладают заливной горловиной с пламегасителем;
- внизу оснащены арматурой, обеспечивающей возможность слива самотеком;
- снабжены измерителями уровня и температурными датчиками;
- оборудованы клапанами и приборами для контроля давления.
Из соображений безопасности цистерны должны прочно крепиться на шасси автотранспорта, иметь лестницы с противоскользящими ступеньками и поручни высотой 1 м. Еще на цистерне должна быть маркировка с информацией об опасном грузе.
Важным требованием для емкости выступает наличие стекловолоконной теплоизоляции, а также системы автономного или парового (паровая рубашка) обогрева. Цистерны подбирают с учетом марки мазута. Важнее всего условная вязкость (ВУ) и температура вспышки. В зависимости от них подбирается цистерна, в которой поддерживается нужный температурный режим.
Конструкция автоцистерны
Какая нужна тара для транспортировки мазута
Жидкие составы могут перевозиться с использованием канистр и похожей тары объемом 5-60 л. Если нужна тара большего объема, применяются металлические или полиэтиленовые бочки емкостью 50-250 л. Любая тара заполняется не более чем на 95%.
Нефтепродукты могут фасоваться в заводскую упаковку. Их перевозят в коробках или ящиках, которые размещают на поддонах и упаковывают термопленкой. Еще одна разновидность тары – флекситанки объемом 10-25 тыс. л. Они представляют собой эластичные многослойные мешки, размещаемые внутри контейнеров.
Читайте также: «Хранение нефтепродуктов»
Требования и документы для перевозки мазута
Доставка мазута происходит в соответствии с требованиями ДОПОГ (ADR) – европейским соглашением о перевозке опасных грузов. Чтобы перевезти мазут автотранспортом, необходимо иметь специальное разрешение с согласованным маршрутом доставки, отклоняться от которого не допускается. Отсутствие документа ведет к административной ответственности. Разрешение можно получить в местном отделении УГАДН (госавтодорнадзора) по месту регистрации компании-грузоперевозчика. На сайте УГАДН также можно уточнить полный список всех необходимых документов. В их список обычно включены:
- лицензия на перевозку мазута, а точнее нефтепродуктов;
- путевой лист с маркировкой опасного груза;
- товарно-транспортная накладная;
- паспорт безопасности груза;
- согласованный маршрут;
- свидетельство соответствия автотранспорта требованиям ДОПОГ;
- инструкция о действиях персонала в непредвиденных ситуациях.
Требования к водителям
Основное требование к водителям – наличие удостоверения ДОПОГ. Для его получения экипаж должен пройти соответствующее обучение и аттестацию по программе ДОПОГ для груза определенного класса опасности. Перед отправлением водитель должен пройти инструктаж по правилам и особенностям транспортировки мазута. При высокотемпературной перевозке у водителя должна быть дополнительная экипировка:
- из термоустойчивой одежды и обуви;
- шлема, оснащенного пелериной и термостойким стеклом;
- защитных перчаток.
Советуем изучить: «Состояние рынка нефти и нефтепродуктов»
Особенности при доставке автотранспортом
Автоцистерна для перевозки мазута заполняется не более чем на 95%. Она должна не реже 2 раз в год проходить полный техосмотр с получением диагностической карты, подтверждающей пригодность. Перед и после рейса транспорт обязательно подвергается осмотру. Перевозка мазута автомобильным транспортом возможна только при условии, что мазутовоз зарегистрирован в реестре категорированных объектов транспортной инфраструктуры и средств Федерального дорожного агентства. На автомобиле должны устанавливаться:
- тахографы и аппаратура ГЛОНАСС или GPS;
- проблесковые оранжевые маячки;
- защита и заземляющая цепь бака;
- автономные оранжевые фонари, оборудованые кожухом;
- выключатель массы для аварийного отключения электропитания.
В автотранспорте всегда должны быть противооткатные устройства, которые предотвращают самопроизвольное движение мазутовоза во время стоянки, знак аварийной остановки и аптечка для оказания первой помощи. На автомобиле предусматривают соответствующие знаки опасности:
- впереди – оранжевая табличка с идентификационным номером опасности и порядковым номером ООН (для мазута 30/3256, 99/ 3257, 90/ 3082);
- сзади – аналогичная информационная табличка и знак опасности.
Маркировка на мазутовозе сзади
Баланс цены и рисков в перевозках автотранспортом
Перевозка мазута автотранспортом имеет четкое обоснование цены, которая складывается:
- из стоимости использования транспортного средства на срок транспортировки;
- затрат на топливо, определяемых по расчетному расстоянию между точкой отбытия и прибытия;
- сумм дорожных сборов при передвижении по платным участкам;
- заработной платы экипажу;
- расходов на получение разрешительной документации и согласование перевозки;
- выгоды перевозчика.
При выборе в качестве транспорта для перевозки мазутовозов нужно учитывать не только цену и сроки выполнения заявки. Должны быть учтены транспортные риски:
- нарушение сроков поставки;
- повреждение или утрата груза;
- появление непредвиденных расходов;
- штрафы за отсутствие сопроводительной документации.
Правила безопасной доставки
Особое внимание перед транспортировкой уделяют маршруту. Мазутовоз не может находиться в местах массового скопления людей. Он должен следовать по маршруту в удалении от населенных пунктов и объектов инфраструктуры.
Еще несколько важных правил:
- При перевозке должна соблюдаться герметичность, пожарная и электростатическая безопасность.
- Не допускается при транспортировке допускать, чтобы нефтепродукт охлаждался и застывал.
- При перевозке запрещено курение и пользование открытым огнем рядом с мазутовозом.
- Перевозка в ночное время суток и при плохой видимости на дороге запрещается, а все остановки осуществляются в заранее определенных местах.
Вывод
Мазут – вещество, которое относится к категории опасных грузов, требующих транспортировки по особым правилам, устанавливаемым законодательством. Основным документом, регулирующим этот вопрос, выступает ДОПОГ. Доставка возможна разными видами транспорта, который подбирают с учетом расстояния и объемов топлива.
Перевозка осуществляется в специальных цистернах с продуманной конструкцией. Кроме нее безопасность обеспечивает правильная подготовка водителя к поездке. Он должен быть обучен и аттестован по ДОПОГ, а перед отбытием пройти дополнительный инструктаж. Соблюдение всех этих требований наряду с дисциплинированностью экипажа делает перевозку мазута безопасной.