По основной классификации мазут делится на 2 вида: топочный и флотский. Первый используют как топливо в энергетической и промышленной сфере. У флотского мазута более узкая область применения, ограниченная судовыми двигателями и установками. В его составе присутствует прямогонный мазут (60-70%) и дизельное топливо с депрессорной присадкой (30-40%).
Наиболее распространенным видом тяжелого жидкого топлива выступает топочный мазут. Он бывает прямогонным (получается при первой перегонке сырой нефти) и крекингом – более тяжелым и высоковязким остатком процесса крекинга. В соответствии с ГОСТ 10585-2013 существует 2 марки топочного мазута – мазут М-40 и М-100, которые отличаются рядом технических характеристик.
Читайте также: «Физико-химические свойства топочного мазута»
Нормативные технические характеристики мазута М-100 приведены в ГОСТ 10585-2013, в таблице 1 п. 4.3. Основные физико-химические показатели нефтепродукта следующие:
Требуемые характеристики мазута М-40 приведены в том же нормативном документе – ГОСТ 10585-2013. Основные свойства:
Читайте также: «Виды топочного (котельного) мазута»
Важнейшим показателем топочного мазута М-100 и М-40 выступает вязкость (50 и 59 мм2/с). Она определяет особенности перевозки нефтепродукта, его сжигания, слива и перекачки. С вязкостью напрямую связана температура застывания. Мазут бывает высоковязким, как марка М-100, застывающая при 25 °C, и маловязким, как М-40, который становится желеобразным до 10 °C. Чем больше данный параметр, тем сложнее транспортировать нефтепродукт по трубопроводам. Для упрощения процесса мазут подогревают до 70-80 °C, но не выше безопасного уровня – на 10 °C меньше, чем температура вспышки.
Читайте также: «Особенности транспортировки мазута ж/д и автотранспортом»
Сравнение других характеристик топочных мазутов:
В соответствии с ГОСТ 10585-2013 существует флотский и топочный мазут. Последний делится на 2 вида: среднее топливо марки М-40 и тяжелое марки М-100, которые различаются несколькими характеристиками. В М-40 для уменьшения температуры застывания присутствует 8-15% дизельных фракций, в М-100 их не используют. М-100 уступает М-40 по характеристикам, в том числе по причине необходимости подогрева при транспортировке, тогда как М-40 можно перевозить и перегружать без повышения температуры. По этим причинам М-100 чащ применяют в котельных и отопительных системах, а М-40 – в промышленных печах.